(Зверев Василий Константинович; 18.02.1876, с. Вешняки Московского у. и губ. (ныне в черте Москвы) - 7.02.1929, Соловецкий ИТЛ особого назначения), сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Соловецких святых), архиеп. Воронежский. Из семьи свящ. К. П. Зверева, впосл. протоиерея, настоятеля Александро-Невского домового храма при резиденции московского генерал-губернатора. В 1895 г. окончил 6-ю гимназию в Москве и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, где обучался до 1898 г. В том же году был принят в КазДА, учился на миссионерском отделении (татар. группа). 19 янв. 1900 г. ректором академии Чистопольским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ) пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Петра. 23 янв. 1900 г. рукоположен во диакона, 15 июня того же года - во иерея.
В 1902 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям». 4 сент. 1902 г. он был назначен преподавателем Свящ. Писания в Орловскую ДС, но указ был отменен, и 27 сент. того же года П. перемещен на должность московского епархиального миссионера с причислением его к братству Троицкого митрополичьего подворья Троице-Сергиевой лавры. 30 дек. того же года назначен настоятелем храма во имя св. равноап. кн. Владимира при Московском епархиальном доме (Лихов пер., 6). Часто служил и за каждым богослужением проповедовал. Выступал в печати со статьями пастырского, вероучительного и миссионерского содержания. По рекомендации Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) 1 июля 1906 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В течение 2 лет недоброжелатели П. писали на него доносы в Синод. Хотя П. смог доказать свою невиновность, 15 дек. 1907 г. он был вынужден подать прошение об увольнении с должности инспектора Новгородской ДС. 14 янв. 1908 г. после увольнения определен иеромонахом в Юрьев новгородский мужской монастырь. 8 февр. 1908 г. П. было поручено вести дела противосектантской миссии, проводил религиозно-нравственные чтения. 3 июля 1909 г. Синод назначил П. настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Находясь недалеко от Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, поддерживал общение с оптинскими старцами, к-рые ценили его высокую духовность, также часто бывал в Саровском и Дивеевском мон-рях.
8 авг. 1910 г. Тульским и Белёвским еп. Парфением (Левицким; впосл. архиепископ) возведен в сан архимандрита. Часто посещал сельские храмы Белёвского у. С началом в 1914 г. первой мировой войны в Спасо-Преображенском мон-ре был устроен лазарет на 12 чел., из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря; в обители готовили бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, находившимся на фронте, а также вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1915). 18 окт. 1916 г. Синод постановил направить П. для миссионерской службы в Алеутскую и Североамериканскую епархию, однако по просьбам жителей Белёва, обращению вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны и прошению П. был оставлен в России; 18 янв. 1917 г. поступил в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. Сначала П. был священников в 301-м пехотном Бобруйском полку на Северном фронте, затем, 28 марта того же года, был назначен проповедником в Особую армию на Юго-Западном фронте, последнее назначение было 18 сент. 1917 г. проповедовать чинам 257-го запасного пехотного полка в г. Брянске. Затем вернулся в Москву и служил в Свято-Владимирской ц.
26 февр. (11 марта) 1918 г. П. был определен настоятелем тверского Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. 13 апр. 1918 г. назначен благочинным 1-й половины мон-рей Тверской епархии. 25 сент. 1918 г. арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной агитации среди населения, в частности солдат. Находился в тюрьме до кон. нояб. в качестве заложника. После того как за него подали ходатайство мать Анна Васильевна и сестра Варвара Константиновна, а также прихожане Жёлтикова мон-ря, П. был освобожден с тем условием, что покинет Тверь.
Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 24 янв. 1919 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 14 февр. 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение П. и 15 февр.- хиротония. Пребывал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре. По приезде в мон-рь сразу восстановил уставную службу. Привлек прихожан к участию в службах в качестве певчих. Часто произносил проповеди. В мон-ре преподавал детям Закон Божий. 14 апр. 1920 г., согласно постановлению Синода, переселился на подворье Городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря в г. Канавино (ныне в черте Н. Новгорода).
17 мая 1921 г. патриарх Тихон назначил П. на Пензенскую кафедру для противодействия раскольничьей деятельности лишенного сана бывш. архиеп. Владимира (Путяты). Однако вскоре П. был арестован в Н. Новгороде по обвинению в «разжигании религиозного фанатизма в политических целях», и 25 июня указ о назначении на Пензенскую кафедру был отменен. После ареста П. местные рабочие объявили 3-дневную забастовку в поддержку владыки. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ВЧК. П. находился в Лубянской тюрьме, затем его перевели в Бутырскую, а позже - в Таганскую тюрьму, где он тяжело заболел. Чуть позже П. перевезли в Петроград. Там в тюрьме он пробыл до 4 янв. 1922 г. и после освобождения уехал в Москву. Получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В Твери поселился в Жёлтиковом мон-ре и принялся за восстановление уставного богослужения. Возобновил в приходах обычай паломничеств к местным святыням.
Весной 1922 г. организовал посильную помощь голодающему населению Поволжья. В отсутствие Тверского и Кашинского архиеп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит) П. фактически управлял Тверской епархией. После ареста в мае 1922 г. патриарха Тихона и появления обновленчества П. отказался признать обновленческое Высшее церковное управление и запретил в служении священников, присоединившихся к обновленчеству, предав факт запрета широкой огласке. 19 сент. 1922 г. П. составил воззвание к тверской пастве, в к-ром изъяснял сущность обновленческого движения и отношение к нему правосл. Церкви. Власти запретили распространять воззвание, а П. было решено привлечь к ответственности.
24 нояб. 1922 г. П. арестовали в Твери. Вместе с ним были арестованы протоиереи Василий Куприянов и сщмч. Алексий Бенеманский, казначей новоторжского во имя святых мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря иером. Вениамин (Троицкий; впосл. епископ), секретарь епископа Александр Преображенский и мирянин Алексей Соколов. 30 нояб. арестованные были отправлены в Москву и заключены в Бутырскую тюрьму. В дек. им было предъявлено обвинение в распространении воззвания П. под заглавием «Возлюбленным о Господе верным чадам Церкви Тверской», направленного «явно против всякого обновленческого движения в церкви и в поддержку контрреволюционной политики Тихона».
26 февр. 1923 г. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила П. и др. подследственных к ссылке в Нарымский край на 2 года. После оглашения приговора всех заключенных перевели в Таганскую тюрьму. В сер. марта того же года П. был отправлен этапом в Ташкент. Дальше ему был назначен переезд в Перовск (ныне Кызылорда, Казахстан), где он отбывал ссылку.
Патриарх Тихон сразу после своего освобождения из заключения в июне 1923 г. подал властям список архиереев, без к-рых он не мог управлять Церковью, в их числе был назван П. В кон. 1924 г. архиерей прибыл в Москву, а 16 июля 1925 г. местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) направлен в Воронеж в помощь Воронежскому архиеп. Владимиру (Шимковичу), которому исполнилось 84 года. После смерти митр. Владимира (Шимковича) в янв. 1926 г. П. был избран паствой на Воронежскую кафедру. Заместитель местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) признал это избрание, назначил П. на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. При П. началось возвращение обновленческих храмов в Патриаршую Церковь. Он был выдающимся проповедником, его проповеди привлекали на богослужения множество народа. П. не любил партесного пения и поощрял пение народа в церкви. Ближайшим помощником П. был архим. прмч. Иннокентий (Беда).
Власти юридически признавали только обновленцев, что затрудняло возможность П. посещать сельские приходы. С ходатайствами перед властями о разрешении для П. подобных поездок обращались председатель церковного совета С. Циков и представители сельских приходов. Подобные обращения вызывали недовольство властей и новые гонения. Архиерей обратился с посланием к воронежской пастве и направил текст обращения для публикации в газ. «Воронежская коммуна», чтобы смягчить напряженность в отношениях верующих с местными властями.
Осенью 1926 г. у П. на квартире был произведен обыск, после к-рого его вызвали на допрос. В это время у дома П. собрались ок. 300 чел. рабочих, поддерживавших его, к-рые последовали за ним к зданию губотдела ОГПУ. Там во время допроса неск. человек из толпы были арестованы, остальные разогнаны.
29 окт. 1926 г. П. был вызван в Воронежский губотдел ОГПУ, где ему сообщили, что он вызывается в Москву к начальнику церковного 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским) и священноисп. Агафангелом (Преображенским). Рабочие Воронежа отправили в Москву делегатов к Тучкову и решили также обратиться к председателю Воронежского исполкома И. М. Шарову, к-рый находился в Москве на XV конференции ВКП(б) в составе делегации от Воронежской губ. После этого делегаты от Воронежской губ. обратились с телеграммой к участникам широкой городской рабочей конференции в Воронеже. 27 нояб. Шаров выступил на конференции с нападками на архиепископа. В результате участники этой конференции приняли резолюцию, содержавшую требования об исключении подписавших телеграмму в защиту П. рабочих из рядов профсоюзов, об удалении их с производства и о скорейшем аресте архиепископа. На следующий день, 28 нояб. 1926 г., П. был арестован в Воронеже по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и после обыска доставлен в губотдел ОГПУ. Вечером 29 нояб. П. тайно от народа был вывезен на поезде в Москву и заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке. После ареста П. были арестованы архим. прмч. Иннокентий (Беда) и другие близкие к нему люди, в основном рабочие. 4 апр. 1927 г. Коллегия ОГПУ приговорила П. к 10 годам заключения в СЛОН. Весной того же года П. прибыл к месту заключения и был определен в 6-ю рабочую роту 4-го отделения, располагавшуюся в стенах Соловецкого кремля, затем переведен в 4-ю роту 1-го отделения, находившуюся там же. Вначале работал сторожем, затем, после освобождения архиеп. сщмч. Прокопия (Титова), занял место счетовода. Имел возможность совершать богослужения в ц. во имя прп. Онуфрия Великого в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре (церковь действовала после его закрытия). Вел активную переписку. На Соловках П. составил акафист прп. Герману Соловецкому.
После отселения из лагеря Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) ссыльные архиереи избрали П. главой соловецкого духовенства. Вскоре в лагерную администрацию поступил донос, где сообщалось, что у П. собирается духовенство, и в нач. окт. 1928 г. он был отправлен в Троицкую штрафную командировку 6-го отд-ния на о-в Анзер. В янв. 1929 г. заболел тифом и был увезен в больницу в бывш. Голгофо-Распятский скит. Скончался в больнице. Погребен в общей могиле, но затем перезахоронен заключенными иереями и мирянами в отдельной могиле напротив алтаря Воскресенской ц.; на месте погребения установлен крест (уничтожен той же весной).
Мощи П. были обретены 17 июня 1999 г. и положены в храме во имя сщмч. Филиппа, митрополита Московского, в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре. 9 мая 2009 г. мощи П., за исключением честной главы, к-рая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) осталась на Соловках, были доставлены в Воронеж, в Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.